
Начинающие водители или автовладельцы, впервые страхующие свой автомобиль, оплачивают базовую стоимость полиса обязательного автострахования. Они порой не подозревают, что в следующем году сумма может быть совсем другой, хотя тарифы не изменятся и страховщик останется тем же. Связано это с политикой поощрения осторожных автомобилистов, которым полагается скидка за безаварийную езду по ОСАГО, и наказания рублем нерадивых, часто попадающих в ДТП.
Зависимость стоимости страховки от манеры вождения застрахованного
Размер страховой премии по ОСАГО рассчитывается с применением множества коэффициентов, на большинство из которых автомобилист практически не может повлиять (территориальная принадлежность, возраст и стаж вождения, мощность двигателя). А вот Бонус-Малус, сокращенно КБМ, напрямую зависит от человека, управляющего ТС.
Представим себе двух владельцев ТС с аналогичными характеристиками, живущих в одном населенном пункте, которые страхуют автогражданскую ответственность в одной и той же СК и платят за полис одинаковые суммы.
Первый ездит аккуратно, в ДТП не попадает, к страховщику за возмещениями не обращается. Для СК выгода очевидна, поскольку премию она получает, а расходов не несет. А вот самому ему не слишком выгодно платить за услуги, которые остались невостребованными.
Второй неоднократно был участником дорожно-транспортных происшествий и получил страховое покрытие, превышающее собственные затраты. Он в выигрыше, СК в проигрыше.
Справедливо ли будет, если на будущий год оба снова заплатят одинаковые суммы? Конечно нет! Поэтому еще в 2003 году был введен финансовый рычаг – КБМ.
Банки интересуются кредитной историей, страховщики – страховой
Каждая СК ведет учет застрахованных по ОСАГО клиентов. Его важнейшие параметры:
- непрерывный страховой стаж, определяемый по количеству заключенных договоров (перерыв между ними не должен превышать 1 года);
- количество выплат по каждому полису.
По этим двум параметрам водителю или собственнику ТС (в зависимости от типа договора – ограниченный или неограниченный), присваивается класс, от которого зависит КБМ, влияющий на стоимость полиса.
С 2013 года все страховые истории хранятся в единой базе Российского союза автостраховщиков и при смене СК не утрачиваются.
А ощутима ли экономия? Попробуе м подсчитать!
- каждый год безубыточного вождения – 5% скидки;
- не допустив ни единой аварии за 10 лет (или решая проблемы и покрывая убытки без вмешательства СК), можно заработать 50% скидку. Это потолок, соответствующий 13 классу и КБМ 0,5;
- одна выплата в связи с ДТП за год – потеря минимум 10% скидки;
- чем ниже начальный класс и больше число аварий, тем выше риск получить статус М, при котором стоимость полиса рассчитывается с применением повышающего коэффициента 2,45.
Так что – думайте сами, считайте сами.